NEW
Главная / Статьи / Гипотезы Стивена Крашена: как правильно учить иностранный язык

Гипотезы Стивена Крашена: как правильно учить иностранный язык


Как эффективно учить любой язык? Лингвист Стивен Крашен вывел 5 гипотез, которые определяют главные принципы изучения иностранного языка. Вы узнаете, какие упражнения принесут наибольшую пользу, зачем вам нужен «внутренний редактор» и как избавиться от эмоционального фильтра.

Гипотезы Стивена Крашена Стивен Крашен — американский лингвист, который опубликовал около 500 работ об изучении второго языка, билингвальном образовании и пользе чтения. Главная мысль всех его работ — любой язык надо учить естественным образом, тогда обучение будет максимально быстрым и продуктивным.

Крашен выдвинул 5 интересных гипотез об изучении иностранных языков. Мы предлагаем вам рассмотреть их, а также расскажем, как можно использовать эти постулаты на практике.

Гипотезы Крашена

1. Гипотеза усвоения и изучения

Согласно Крашену, есть два метода овладения иностранным языком: усвоение и изучение. Первый процесс происходит бессознательно: вы воспринимаете знания на подсознательном уровне, ничего не изучая специально. То есть усвоение схоже с тем, как изучает родной язык ребенок: он усваивает его в прямом смысле слова, а не учит намеренно. Вы занимаетесь усвоением, когда читаете, слушаете музыку, смотрите фильмы на немецком языке. Для усвоения иностранного языка вы создаете вокруг себя языковую среду.

Изучение же — процесс сознательного получения знаний, когда вы совершаете усилия для того, чтобы воспринять и понять какую-то информацию. Вы занимаетесь изучением, когда учите грамматику, выполняете упражнения, учите слова и т. д. Крашен утверждает, что усвоение гораздо эффективнее изучения, поэтому при овладении новым языком необходимо больше времени уделять именно естественному его восприятию, а не механическому изучению.

2. Гипотеза контролера (редактора)

Эта гипотеза рассказывает о взаимодействии усвоения и изучения. Так, Крашен пишет, что мы начинаем говорить и писать на изучаемом языке благодаря именно усвоению. Для чего нужно изучение? Изучение инициирует появление «внутреннего редактора», который контролирует грамотность нашей речи. То есть благодаря изучению грамматических правил и выполнению упражнений мы учимся не просто изъясняться по-немецки, а грамотно формулировать предложения.

В то же время Крашен пишет, что у людей, которые больше времени посвящают изучению, а не усвоению языка, развивается языковой барьер. Это логично: человек начинает бояться совершить ошибку, слишком сильно себя контролирует и в итоге не решается говорить на изучаемом языке.

3. Гипотеза естественного порядка

Эта гипотеза вызывает больше всего споров среди лингвистов. Так, Крашен заявляет, что абсолютно любой человек учит любой язык в определенном естественном порядке. То есть ни один преподаватель не может изменить порядок усвоения материала. Например, при изучении немецкого языка любой человек сначала усвоит общие вопросы (на которые можно дать ответ да/нет) и только потом — специальные вопросы. Если даже изменить порядок изучения этих тем, все равно человек сначала поймет, как «работают» общие вопросы, а затем разберется со специальными.

Эта гипотеза адресована, скорее, преподавателям, которых Крашен призывает не изобретать велосипед не экспериментировать с последовательностью обучения языку, а излагать материалы по принципу от простого к сложному.

4. Гипотеза входного материала

Согласно Крашену, усвоение иностранного языка происходит, когда изучающий воспринимает понятный ему материал на слух или зрительно: слушает подкасты, смотрит сериалы, читает тексты. При этом максимальную пользу приносит материал на уровень выше, чем текущий уровень учащегося. То есть на уровне Intermediate наиболее продуктивно изучать тексты, слушать подкасты и смотреть видеоролики для уровня Upper-Intermediate.

Следует отметить, что хорошие учебники как раз и построены по этому принципу: вы изучаете материал на ступень сложнее вашего уровня.

5. Гипотеза эмоционального фильтра

Пожалуй, самая интересная гипотеза. Крашен заявляет, что эмоциональный фильтр — это своеобразный экран, который препятствует усвоению и изучению языка. При этом в большей степени этот экран вредит именно естественному усвоению. Эмоциональный фильтр появляется у человека, испытывающего негативные эмоции: страх, злость, раздражение, грусть и т. п. Согласно гипотезе, экран не позволяет знаниям достигнуть той части мозга, которая отвечает за естественное усвоение материала. Появлению эмоционального фильтра способствует стресс, отсутствие мотивации, неуверенность в себе и т. д.

Как использовать методику Крашена на практике

1. Учитесь естественным для себя образом

Усвоение предполагает бессознательное естественное изучение языка. Как же учить язык естественно? Главное здесь — интересные вам материалы. Ни о каком усвоении не может быть и речи, если вы заставляете себя учить язык, вам скучно и неинтересно. У каждого человека есть свои любимые занятия: кто-то любит читать, кто-то — смотреть сериалы, кто-то — играть в игры. Все это можно использовать для обучения.

2. Тренируйте говорение

Согласно Крашену, усвоение продуктивнее всего помогает нам улучшать разговорную речь, когда мы ведем естественный для себя диалог на изучаемом языке. То есть нужно стремиться как можно чаще говорить по-немецки. Как найти собеседника? Воспользуйтесь ресурсами из интернета.

3. Учите грамматику

Именно благодаря сознательному изучению у нас с вами появляется внутренний контролер, который следит за правильностью речи. Помните формулу: идеальная речь = fluency + accuracy (беглость + грамотность)? Так вот усвоение отвечает за fluency, а изучение — за accuracy. То есть учить грамматику нужно обязательно, чтобы ваша речь звучала как речь взрослого человека, а не 2-летнего ребенка. При этом не делайте основной упор на грамматику, больше времени уделяйте говорению, восприятию речи на слух, чтению, письму. Такое соотношение позволяет предупредить появление языкового барьера и в то же время учить грамматику в объеме, необходимом для грамотной речи.

4. Читайте книги на немецком языке

Крашен считал чтение на изучаемом языке едва ли не «волшебной таблеткой» для усвоения. Так, во время чтения вы запоминаете новые слова, видите, как строятся предложения, как используется грамматика в речи — по факту запоминаете шаблоны фраз. Если вы будете много читать, то по прошествии определенного времени сможете «чувствовать» язык, как его носитель. Для вас будет естественно говорить правильно, ведь в книгах вы не раз встретите часто употреблякемые предложения и поэтому свою речь будете строить по аналогии с ними.

При выборе материала для чтения пользуйтесь гипотезой входного материала: берите тексты на уровень выше, чем ваш текущий.

5. Смотрите видео и слушайте аудио

Восприятие речи на слух — еще один навык, который помогает нам усваивать язык естественным образом. Чем чаще вы слушаете живую немецкую речь, тем больше фраз-шаблонов отложится у вас в голове. Постепенно вы станете использовать эти шаблоны в своей собственной речи, причем даже не задумываясь о том, почему вы употребили именно эту фразу в таком контексте. Вы просто будете чувствовать, что именно так говорить правильно.

6. Меньше пользуйтесь словарем

Усвоение материала — процесс бессознательный, а потому читать книгу или смотреть сериал желательно без словаря, так, как вы это делаете на русском языке. Это вполне реально делать: если вы достигнув, например, уровня Intermediate, возьмете книгу/сериал уровня Upper-Intermediate. В таком случае незнакомых слов будет немного и они не помешают вам понимать суть происходящего. При просмотре или чтении без словаря вы воспринимаете язык «напрямую», то есть отучаетесь мысленно переводить каждое предложение на русский язык.

7. Пользуйтесь проверенной методикой

Помните о гипотезе естественного порядка? Наш мозг будет воспринимать информацию в определенном порядке по принципу от простого к сложному. И этот порядок лучше всего представлен в аутентичных учебниках: авторы потратили годы на то, чтобы выстроить все темы в наиболее легкой для восприятия последовательности. Поэтому не гонитесь за новыми «суперметодиками», а отдайте предпочтение одному проверенному.

8. Учитесь в хорошем настроении

Эмоциональный фильтр — серьезное препятствие для знаний. Вспомните любой экзамен: иногда от волнения мы забываем не только сам предмет, но и свое имя. То есть негативные эмоции препятствуют мыслительному процессу. Аналогично и с немецким: старайтесь заниматься в хорошем настроении, полюбите изучение языка, сделайте процессе обучения увлекательным для себя.

Лингвисты до сих пор спорят, верны ли гипотезы Стивена Крашена. Однако, как вы успели убедиться из нашей статьи, постулаты оправданы с точки зрения логики. Поэтому попробуйте не изучать язык, а усваивать его естественным образом, и тогда немецкий станет вашим любимым хобби, приносящим положительные эмоции.

Гипотезы Стивена Крашена


Вам также может быть интересно

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*